Tuesday, November 13, 2018

Полный текст статьи

ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ КАК ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ. ПРОСТО ЛИ ЭТО?

                Печать      Добавить в избранное     Отслеживать     Связаться с автором

Опубликовал: Данила   11/5/2010 11:15:07 PM    Автор: Николай Пискунов, Департамент управления имуществом ОАО «РЖД»   Источник: Фонд "Возвращение"   Просмотров: 2807    0    0  
Теги:
Краткое описание:
  Как это было? История мытарств в коридорах власти при возвращении железнодорожным станциям исторических названий. Опыт – наше богатство. В помощь начинающим! Как, на самом деле, переименовать жд станцию?

ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ КАК ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ. ПРОСТО ЛИ ЭТО?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 30 марта 2010 года №196, расположенные в городах Нижнем Новгороде  и Екатеринбурге железнодорожные станции Горький - Автозавод, Горький - Московский,  Горький - Сортировочный, Свердловск - Товарный, Свердловск - Пассажирский, Свердловск – Сортировочный, были переименованы соответственно в Нижний Новгород - Автозавод, Нижний Новгород - Московский, Нижний Новгород – Сортировочный, Екатеринбург - Товарный,  Екатеринбург - Пассажирский,  Екатеринбург - Сортировочный. 

Процедура переименования железнодорожных станций была инициирована ОАО «РЖД» в феврале 2009 года, когда Компанией было направлено соответствующее обращение в  уполномоченный на тот момент государственный орган – Роскартографию (в настоящее время уполномоченный орган – Росреестр), и  завершена только через год с небольшим. 

Нужно  сказать, что в настоящее время законодательство Российской Федерации так или иначе регламентирует порядок переименования (возвращения, изменения наименований) различных объектов (далее для удобства будем использовать понятие   - переименование). 

При этом необходимо четко разделять переименование географических объектов (порядок урегулирован Федеральным законом от 18 декабря 1997 года № 152‑ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее - Закон) и иных объектов (порядок урегулирован, как правило, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, например закон города Москвы от 8 октября 1997 года №40-70 «О наименованиях территориальных  единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы»). 

Процедура переименования географических объектов, к которым также относятся железнодорожные станции, является более сложной (необходимость согласования с муниципальными органами, федеральными органами власти, растянутость во времени). 

К географическим объектам Закон относит существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты. 

Таким образом, перечень объектов географических объектов исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Случаи, при которых Закон допускает переименование:  

- два или более однородных географических объекта в пределах административно-территориального образования (административно-территориальной единицы) имеют одно и то же наименование, что затрудняет осуществление хозяйственной или иной деятельности,

- географический объект обозначен аббревиатурой, номером или словосочетанием, выполняющими функции наименований географических объектов, но в действительности ими не являющимися,

- в целях возвращения географическим объектам наименований, широко известных в прошлом и настоящем. 

Форма принятия решения -  постановление Правительства Российской Федерации, федеральный закон. Процедура переименования географических объектов, решение о переименовании  которых (в частности о переименовании железнодорожных станций) принимает Правительство Российская Федерация, сводится к следующим основным этапам: 

а) направление обращения с просьбой о переименовании в Росреестр; 

б) в случае положительного экспертного заключения Росреестра документы вносятся в Минэкономразвития России.  Минэкономразвития России получает согласование причастных ведомств (например, при переименовании железнодорожных станций согласование Минтранса России, Минюста России); 

в) после получения необходимых согласований документы вместе с проектом Постановления Правительства Российской Федерации о переименовании вносятся в Правительство Российской Федерации; 

г) в случае принятия Правительством Российской Федерации положительного решения издается соответствующее постановление. 

ОАО «РЖД» инициировало процедуру переименования железнодорожных станций руководствуясь следующими благими целями: 

а) исключение несоответствия наименований железнодорожных станций наименованиям населенных пунктов, в которых станции расположены и которым возвращено их историческое наименование; 

б) устранение возможности введения в заблуждение пассажиров, следующих в указанные населенные пункты; 

в) восстановление исторической справедливости с учетом мнения общественности и судебной оценки. В ходе работы над указанным вопросом Компания столкнулась с рядом нюансов, на которых хотелось бы остановиться подробнее. 

I. После обращения ОАО «РЖД» с просьбой о переименовании станций, Роскартографией  со ссылкой на проект приказа об утверждении Перечня документов, необходимых для проведения экспертизы предложений о присвоении наименований или о переименовании железнодорожных станций, морских портов, речных портов, аэропортов (далее  - проект приказа) были затребованы:

          - подробное обоснование наименования железнодорожной станции, предлагаемого к переименованию;

     - согласование предлагаемого к присвоению или переименованию  наименования железнодорожной станции с органами местного самоуправления субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена железнодорожная станция, и Федеральным агентством железнодорожного транспорта;

         - картографические материалы территории,  в пределах которой расположена железнодорожная станция (с обозначением границ железнодорожной станции);

      - документы, подтверждающие информирование местного населения о планируемом переименовании железнодорожной станции;  

      - документы, подтверждающие необходимость и объем финансирования мероприятий, связанных с переименованием железнодорожной станции. 

Представляется, что требования Роскартографии о предоставлении указанной информации были необоснованными.   Во-первых, спорным является  требование о представлении согласования переименования железнодорожных станций с органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены железнодорожные станции, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, документов, подтверждающих информирование местного населения о переименовании железнодорожных станций и о необходимых затратах, связанных с их переименованием, а также картографических материалов территорий, в пределах которых расположены соответствующие железнодорожные станции. Причины этого, по нашему мнению, в следующем.

1) В соответствии с абзацем 3 статьи 9 Закона предложения о присвоении наименований железнодорожным станциям, и другим указанным в данном абзаце объектам направляются непосредственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области наименований географических объектов. 

Предложения о присвоении наименований иным географическим объектам, направляются в законодательные органы субъектов Российской Федерации (далее – законодательный орган), на территориях которых расположены эти объекты. Законодательные  органы  в случае одобрения предложений о переименовании данных объектов информируют население соответствующих территорий о необходимых затратах на переименование объектов и выявляют мнение об указанных предложениях. После этого все документы направляются законодательным органом на экспертизу в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области наименований географических объектов.

Поскольку в отношении присвоения наименований железнодорожным станциям Закон не обязывает предварительно направлять предложения о переименовании в законодательный орган  для их одобрения и дальнейшего информирования населения о затратах, включение в проект приказа об утверждении Перечня документов требования о направлении согласования предложения о переименовании с органами местного самоуправления, а также документов, подтверждающих информирование местного населения о переименовании железнодорожных станций и о необходимых затратах, противоречит Закону, искусственно и необоснованно усложняет установленный им порядок переименования.

2) Согласование переименования железнодорожных станций с Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) Закон также не требует. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №397 «Об утверждении положения «О Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» не предоставляет указанному органу полномочий, связанных с переименованием железнодорожных станций.

3) Действующее законодательство, в частности Федеральный закон от 18.12.1997 № 152‑ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.1999 №554, не требует представления картографических материалов территорий, в пределах которых расположены железнодорожные станции, предложенные к переименованию. 

Ситуация, в которой Роскартография затребовала картографические материалы, вызывает недоумение еще и по той причине, что указанные материалы затребовал орган, который сам же утверждает картографические материалы и, соответственно, располагает необходимыми архивами.

Во-вторых, ссылка Роскартографии на проект приказа, как на обоснование истребуемой от заявителя информации, с юридической точки зрения незаконна, а в целом некорректна, поскольку указанный проект не имеет юридической силы до его принятия в установленном порядке.

 Несмотря на это, ОАО «РЖД» была представлена соответствующая информация, что стало, по мнению  Росреестра, «достаточным основанием» для принятия  положительного экспертного заключения по вопросу переименования вышеназванных железнодорожных станций и передачи документов в Минэкономразвития.

 II. Существующую на сегодняшний день процедуру переименования географических объектов, по крайней мере железнодорожных станций, нельзя считать оптимальной и с точки зрения временных и организационных затрат.

 Как уже было отмечено, переименование железнодорожных станций  заняло более одного года, в частности, по причинам, которые не представляется возможным назвать разумными и уважительными.

 Так, в первый раз Аппарат Правительства Российской Федерации возвратил проект постановления о переименовании железнодорожных станций по той причине, что Росреестр внес указанный проект напрямую в Правительство Российской Федерации, тогда как в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 1 июня 2004 года №260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» указанный проект должно было внести Минэкономразвития России. Данное формальное обстоятельство  отодвинуло ожидаемый результат как минимум на 2-3 месяца.

Во второй раз Аппарат Правительства Российской Федерации возвратил проект постановления о переименовании железнодорожных станций потому, что Минэкономразвития России при повторном внесении не согласовало указанный проект с Минтрансом России. В силу указанного обстоятельства итоговый результат был отодвинут еще на 2-3 месяца. 

Между тем указанных нюансов можно было бы избегнуть, упростив  соответствующую процедуру. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 №397 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» и приказом Минтранса России от 27 декабря 2006 №172 Росжелдор осуществляет, в частности, следующие полномочия:

            а) принимает решения об открытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

          б) принимает решения об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути;

        в) ведет реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включая категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, в установленной сфере деятельности;

         г) составляет перечень железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. 

Таким образом, на данный момент Росжелдор осуществляет большинство функций, обеспечивающих соблюдение публичных интересов, связанных с эксплуатацией железнодорожных станций. 

В соответствии со сложившейся практикой на первоначальном этапе вместе с обращением о переименовании в Росреестр необходимо представить документ, подтверждающий согласование переименования с Росжелдором. На заключительном этапе процедуры переименования железнодорожных станций вносятся изменения в Тарифное руководство, которые также в соответствии со своей компетенцией осуществляет Росжелдор, и документы вновь поступают в указанный орган.          Учитывая изложенное, логично сконцентрировать все необходимые полномочия по переименованию железнодорожных станций в Росжелдоре, что позволит оптимизировать процедуру переименования с точки зрения сроков и организационных затрат. 

Вместе с тем, целесообразно предусмотреть обязанность Росжелдора уведомлять Росреестр, как орган, обеспечивающий интересы государства в области картографии, о произведенных переименованиях железнодорожных станций. 

Подводя итог, с сожалением приходится констатировать, что реализация многих благих целей в настоящее время представляется весьма и весьма затруднительной во-первых, по той причине, что нормативная база, регулирующая правоотношения, связанные с переименованием географических объектов, в частности железнодорожных станций, противоречива и несовершенна. Во-вторых, со стороны правоприминителей наблюдается такое явление, как юридический нигилизм, когда государственный орган власти руководствуется   нормами, не имеющими юридической силы. Однако, хочется верить, что постепенно, в результате практической деятельности данные недостатки будут изжиты. В-третьих,  механизм переименования отдельных географических объектов, например железнодорожных станций и речных портов, представляется возможным упростить, передав соответствующие полномочия  на нижний уровень, а именно профильным ведомствам, что позволит исключить бюрократизированность процедуры, сэкономить человеческий ресурс и организационные затраты.


Оценили: 2   Средняя оценка:     
Список комментариев:


  Нет записей. 
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.


Новости

Внеочередное заседание Фонда "Возвращение" (10/17/2018)
Источник:
Просмотров: 335
В пятницу, 19 октября 2018 года, в 19.30 в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове состоится внеочередное заседание Фонда "Возвращение".
Тема: "Переизбрание президента Фонда Ю. К. Бонд..
Мемориальная доска в память о генерале Владимире Каппеле (9/28/2018)
Источник: Русская линия / rusk.ru
Просмотров: 517
В Симбирске торжественно открыли мемориальную доску в память о генерале Владимире Каппеле.
На месте убийства Урицкого открыли памятную доску (9/28/2018)
Источник: vesti.ru
Просмотров: 490
Мемориальная доска памяти российского революционера, председателя Петроградской ЧК Моисея Соломоновича Урицкого открылась в здании Главного штаба в Санкт-Петербурге.
Переименование улицы Ленина в Грозном (9/24/2018)
Источник:
Просмотров: 587
В Чечне без сожаления расстаются с коммунистическим наследием.
В Чечне торжественно открыли православный храм (9/24/2018)
Источник:
Просмотров: 498
Торжественное открытие храма в честь святой великомученицы Варвары состоялось в станице Шелковская в Чечне.
Встреча членов Фонда "Возвращение" (9/18/2018)
Источник: Фонд "Возвращение"
Просмотров: 951
Очередная встреча прошла 17 сентября в трапезных палатах храма Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве. Настоятель храма - протоиерей Владимир Силовьев - один из самых активных членов Фонда бу..
Сальвини отменил "Родителя 1" и "Родителя 2" (9/17/2018)
Источник: Geoполитика.ru
Просмотров: 495
Глава министерства внутренних дел Италии, вице-премьер Маттео Сальвини дал указание заменить «родитель 1» и «родитель 2» на традиционные «мать» и «отец».
Встреча членов Фонда "Возвращение" (9/16/2018)
Источник: Фонд "Возвращение"
Просмотров: 556
17 сентября 2018 года в 18 ч. 00 мин. состоится встреча членов фонда "Возвращение". Чаепитие пройдет в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове у настоятеля Владимира Силовьева..
Божественная литургия на месте мученического подвига (7/24/2018)
Источник: Русская линия
Просмотров: 908
В Романове-Борисоглебске установили Поклонный крест в память о подвиге священномученика Петра Зефирова, расстрелянного большевиками…
О необходимости суда по делу о цареубийстве и «екатеринбургских останках» (7/24/2018)
Источник: Фонд "Возвращение"
Просмотров: 1182
В соответствии с действующим законодательством цивилизованных стран, в том числе России «Правосудие по уголовному делу осуществляется только судом» (ч. 1 ст. 118 Конституции России,ч.1 ст...